Бомбилы продолжают наводнять город, несмотря на громкие заявления чиновников.
- Послушайте, это просто ужас какой-то! - возмущался по телефону наш читатель Антон К., позвонив в «КП». - На днях нужно было срочно вылетать в командировку в Москву. Билет заказал, вызвал такси - первое, которое увидел в рекламном проспекте. Приехали быстро, смс мне прислали: спускайтесь, мол, машина ожидает вас. Я бегом вниз, действительно - стоит «девятка». На крыше желтый плафон с телефоном фирмы. Уселся, говорю: «Поехали в аэропорт». Он тут же плафон снял, убрал под сидение. Ну ладно, двинули. И тут началось! Мне, конечно, надо было побыстрее, чтобы успеть на регистрацию, но - что этот водила вытворял на дороге! Такое ощущение, что человек вообще ни разу за руль не садился. Я ему - мол, аккуратнее, живым хочется доехать. Он голову повернул, а я вижу (у меня все-таки высшее медицинское образование): зрачки расширены, лицо перекошено, и говорить человек почти не может. Под кайфом! Сам признался. Только проговорил это, и мы «въехали» в стоявшую впереди машину. Я выругался, собираюсь вылезать, а этот меня за руку хватает: плати, мол, деньги! Хам! Не дал, конечно, ни копейки. Но позвонил в его фирму - сообщить о ДТП и вообще высказать все. Девушка-оператор выслушала и заявляет: а мы ответственности за них не несем, мы просто диспетчеры, есть претензии - предъявляйте водителю. Так что получается? К чему был весь этот шум с законом «О такси»? Как таких отморозков выпускают на линию-то вообще?
Эта история вызвала бурное обсуждение в нашей редакции. Оказалось, что каждый так или иначе сталкивался с чем-то подобным. Мы решили разобраться, что же на самом деле происходит с ростовскими такси.
Что с лицензией, что без - разницы нет?
1 сентября прошлого года вступил в силу федеральный закон «О такси», согласно которому каждая машина должна быть оборудована таксометром, квадратами-шашечками на кузове и проходить техосмотр каждые полгода. Плюс ко всему, перевозчики обязаны проводить контроль технического состояния каждый раз перед выездом на линию и обеспечивать прохождение водителями (минимальный стаж вождения не менее трех лет) медосмотра перед рейсом. А в ноябре донской парламент принял соответствующий региональный нормативный акт, предписывающий к 1 июля 2014 года всем фирмам-перевозчикам иметь в своем парке авто единой цветовой гаммы, а спустя еще полтора года (к 2016-му) такси донского региона будут исключительно белого цвета.К настоящему времени в Ростовской области выдано порядка пяти тысяч лицензий.
- Имеются некоторые сложности, - признали депутаты областного парламента в феврале на заседании комитета по транспорту и связи. - Например, нельзя получить разрешение на арендованную машину. Кроме того нормативная база регламентирует деятельность добропорядочных перевозчиков, а бомбилы осуществляют свою - вне рамок принятого законопроекта, что создает для них конкурентные преимущества.
- До сих пор не внесены изменения в правила дорожного движения, - высказался в свою очередь и замначальника УГИБДД региона Игорь Константинов. - Даже несмотря на то, что закон принят, отсутствие изменений в ПДД не дает права инспекторам ГИБДД действовать в соответствии с ним.
А у экспертов, хорошо знакомых с темой, мнение категоричное: закон не работает. И те, кто приобрел эти разрешения, ничем не отличаются от нелегалов.
Бомбилы, сетевики и таксопарки
- Сегодня только в Ростове, по приблизительным оценкам, работают порядка 12 тысяч такси, - говорит Сергей Карпенко, руководитель Объединения таксомоторных перевозчиков Ростова и области. - Из них легально - только около тысячи. Что касается остальных - ими орудуют обычные бомбилы, у которых есть свои «прикормленные» места на остановках, возле крупных магазинов, у вокзалов и т. д., либо они работают под прикрытием диспетчерских организаций. Если с первыми все понятно (расчет на тех, кому срочно нужно ехать, а времени вызывать такси по телефону нет), то вторые - это отдельная песня.Принцип их работы прост: диспетчеры предоставляют таксистам услуги координации по вызовам. То есть они указывают свои телефоны, на которые звонят абоненты, и «раскидывают» вызовы по свободным машинам.
- Таксистом при этом может быть любой, у кого есть свой автомобиль, - говорит специалист. - Им выдают рацию, позывной, желтый «колпак» - и вперед, работать. Свой процент сетевики, как их называют, получают за счет звонков на мобильный телефон таксиста, у которого списывается определенная сумма за каждый вызов. Тому достаточно положить раз в сутки тысячу рублей на счет мобильника, и все. Заказов может быть от пяти до двадцати в день. Вот и посчитайте, сколько зарабатывают владельцы таких организаций.
Мы произвели другие расчеты. В соответствии с ними выходит, что если бы каждый таксист выплачивал ежеквартально в бюджет по 4 тысячи рублей в виде налога на свою деятельность, то казна получала бы 20 миллионов рублей в месяц!
Инциденты и скандалы
История, о которой рассказал «Комсомолке» читатель, конечно, вопиющая, но... увы, далеко не единственная. И не самая ужасная.
По словам нашего источника в правоохранительных органах, недавно таксист, работающий под эгидой одной из диспетчерских служб, устроил стрельбу из травматического пистолета в самом центре Ростова. Ему не понравилась реакция другого водителя такси, покрутившего пальцем у виска, когда тот подрезал его на пр. Буденновском. Горячий парень сначала выстрелил несколько раз в машину конкурента, а потом, догнав обидчика на светофоре, еще и избил его. Примечательно, что и тот, и другой ехали с пассажирами...
- Но был еще случай, который вообще способен повергнуть в шок, - продолжает собеседник «Комсомолки». - Недавно у одного бомбилы обнаружили... открытую форму туберкулеза! Представьте себе: человек возил людей в машине, будучи инфицированным такой заразной болезнью!
- Проблема в том, что ни технический, ни диспетчерский осмотры, ни тем более медицинское освидетельствование бомбилы, конечно, не проходят, - объясняет Сергей Карпенко. - Потому что их никто не контролирует. Большинство официально предупреждает, что они ответственности ни за что не несут.
Вопрос в другом. Если все так плохо обстоит с этим сектором, то почему же, во-первых, народ пользуется услугами таких такси, а во-вторых, куда смотрят власти: неужто они не видят, что закон, принятый ими, бездействует?
- Легальные такси стоят дороже, что закономерно, - поясняет эксперт. - Именно риски: страховка жизни пассажиров, медицинское обследование перед выездом на линию, внешний вид автомобиля - все они закладываются в цену. Платить приходиться за безопасность.
- А не получится ли так, что как только все станут «белыми», цены на услуги таксистов вырастут как грибы? - задали мы самый важный для обывателя вопрос.
- Не думаю. Все заинтересованы в клиентах. Я вообще предлагаю, чтобы тарифы на перевозки для всех были едиными, и тогда конкурировать фирмы будут по качеству.
Что делать?
- В этом месяце Госдума будет принимать поправки, которых сегодня ждут все легальные перевозчики, - говорит Сергей Карпенко. - Еще когда в апреле прошлого года парламент принял действующий ныне закон, начались бурные дискуссии. Мы собирались на первом съезде таксистов в Москве, потому что все понимали: надо что-то делать. И вот, наши предложения, надеемся, будут учтены депутатами Госдумы при внесении корректировок в закон. Предполагается возвратить право на аренду, затем - дать право регионам самим решать, устанавливать на машинах таксометры или нет.
- Заниматься контролем над сферой такси необходимо комплексно, - убеждены в правоохранительных органах. - Сотрудник ДПС вправе остановить машину с шашечками, чиновники и представители налоговой и ОБЭПа - проверить документы. Да и граждане могут внести свою лепту: они вправе требовать у водителя, приехавшего по вызову, по крайней мере путевой лист и документ, удостоверяющий его личность как таксиста.
*Из материалов газеты "Комсомольская Правда" Ростов - на - Дону за 19.03.2012г